Су-34!!!
Взлетная масса |
39000 кг, максимальная
- 44360 кг |
Максимальная скорость |
на высоте 11000 м - 1900
на уровне моря - 1400 |
Практическая дальность |
4500 км |
Боевой радиус действия |
600-1130
км |
Практический потолок |
17000
м |
Экипаж |
2 чел. |
К началу 80-х годов основу истребительно-бомбардировочной
и фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС составляли
боевые реактивные самолеты третьего поколения Су-17, МиГ-27
и Су-24 различных модификаций. Оснащенные достаточно совершенными
средствами обнаружения целей и прицеливания, эффективными
образцами управляемого и корректируемого вооружения класса
"воздух-поверхность", эти машины вполне отвечали
требованиям 70-х годов к авиационным боевым комплексам такого
класса. Спустя несколько лет, ситуация изменилась.
Развитие авиационной и ракетной техники вероятного противника,
изменение взглядов на тактику ведения боевых действий, появление
новых видов оружия и оборудования, а также общая тенденция
удорожания военной техники поставили на повестку дня вопрос
о создании нового многофункционального авиационного боевого
комплекса.
Концепция универсального самолета, объединившего в себе противоречивые
требования высокой маневренности и скорости с одной стороны
и большой боевой нагрузки и дальности полета - с другой, могла
быть реализована только на основе применения новейших достижений
аэродинамики и авиационной технологии, разработки перспективных
образцов оборудования и вооружения, свойственных авиационным
боевым комплексам 4-го поколения и широко использовавшихся
при создании фронтового истребителя и перехватчика Су-27.
Поэтому эта машина и была выбрана за основу для разработки
на МЗ им. П.О.Сухого перспективного истребителя-бомбардировщика,
получившего первоначально название Су-27ИБ.
В процессе дальнейшего проектирования самолет претерпел значительные
изменения. Для повышения эффективности боевого применения
и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа
машины - летчика и штурмана-оператора - рядом (как на фронтовом
бомбардировщике Су-24) вместо прежней схемы "тандем".
Это позволило избавиться от дублирования некоторых приборов
и органов управления, облегчить взаимодействие членов экипажа
и обеспечить им приемлемые эргономические и санитарные нормы,
возможность для отдыха и питания в ходе многочасового полета.
По сравнению с базовым самолетом новая машина потяжелела
более чем на треть (в варианте с максимальной боевой нагрузкой
ее масса достигла 45 т). Увеличение массы заставило усилить
конструкцию основных частей планера и шасси, основные опоры
которого оснастили двухколесными тележками. Самолет стал рассматриваться
как фронтовой бомбардировщик, и в 1993 году ему было присвоено
новое наименование - Су-34.
Проектирование было в основном закончено к 1990 году, когда
силами опытного производства МЗ им. П.О.Сухого произвели доработку
одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный
экземпляр ударной машины, названный Т10В-1. Для этого "спарку"
оснастили новой головной частью фюзеляжа с двухместной кабиной,
выполненной по схеме "рядом" и имеющей вход через
нишу передней опоры шасси, а также новыми наплывами крыла
и ПГО. В первый полет Т10В-1 поднял 13 апреля 1990 года летчик-испытатель
А.А.Иванов. В ходе последующих полетов производились всесторонние
испытания с целью выявления особенностей самолета с новой
головной частью фюзеляжа, отработка дозаправки топливом в
воздухе и другие исследования. В августе 1992 года самолет
был впервые продемонстрирован публике на авиационной выставке
"Мосаэрошоу-92" в подмосковном Жуковском.
Основное назначение Су-34 - мощные и точные ракетно-бомбовые
удары по наземным целям противника в оперативно-тактической
глубине. В то же время совершенное радиоэлектронное оборудование
и управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух"
в сочетании с унаследованными от предшественника - истребителя-перехватчика
Су-27 - высокими летными и маневренными характеристиками позволяют
весьма эффективно использовать Су-34 и в воздушном бою. Поэтому
его можно по праву относить к самолетам многоцелевого назначения.
С этой точки зрения, пожалуй, единственным зарубежным аналогом
Су-34 является американский тактический истребитель F-15E,
поступивший в 1988 году на вооружение ВВС США.
|